Чижова Юлія
2 записи

Мифология аутизма

0

До сих пор неизвестно, что является причиной аутизма, поэтому, как и положено любому необъяснимому явлению, это расстройство обрастает мифами и догадками. Только официально в Украине зарегистрировано более двух тысяч случаев постановки данного диагноза. Большинство же родителей не считает нужным регистрировать детей, опасаясь за то, что на ребенка обрушится волна неприятия обществом: учителями, одноклассниками и даже родственниками. Да и государственных программ помощи таким родителям не существует. Что уж говорить о поддержке, если отсутствуют даже центры диагностики аутизма, а доктора, зачастую, ставят таким детям диагноз «другие формы шизофрении».

Сталкиваясь в своей деятельности с детьми и взрослыми, которые имеют расстройства аутистического спектра, а так же с теми, кто не связан с данной проблемой, но допускает достаточно резкие высказывания и суждения по поводу данного диагноза, стало очевидно, что существует необходимость внести определенную ясность и развеять стереотипы.

Миф первый: «Дети становятся аутистами потому, что их не любят родители»

Этот миф появился благодаря детскому психиатру Лео Кернеру, который первым описывал детский аутизм. Он опубликовал статью, где обвинял родителей, в том, что недостаток любви и заботы с их стороны привел к развитию аутизма у ребенка. На самом же деле происхождение аутизма до конца не изучено. Большинство ученых склоняется к тому, что причину нужно искать в  генетическом отклонении, а именно – мутации 16 хромосомы. Проблема возникает в той части цепочки ДНК, которая является «геном Морфея». Именно этот фрагмент быстро поддавался изменениям в течении истории человеческой эволюции. Иными словами, то, что тысячелетиями помогало адаптироваться человеческому разуму, внесло свой вклад в развитие аутизма. Но через ген передается только склонность к заболеванию, а триггерами развития являются: нарушение обмена веществ, перенасыщение организма матери тяжелыми металлами, нейротоксинами, глистные инвазии, нарушение обмена серотонина («гормона счастья») ну и последствия активного развития цивилизации: стрессы, неврозы. Так же известно, что у  женщин, которые болеют диабетом I-го типа, ревматоидным артритом и глютеновой болезнью риск родить ребенка с этим расстройством в три раза выше. То же самое можно сказать и о родителях в возрасте, здесь риск повышается в шесть раз.

Миф второй: «Аутисты лишены чувств и сочувствия»

Развитию такого мнения способствовала одна из первых статей, посвященная синдрому Аспергера (расстройство аутистического спектра), которая была опубликована в 1990 году. Эти люди описывались как «лишенные чувств», «жестокие» и «агрессивные». Трудности с распознаванием эмоций действительно есть, это связано с нарушением психической модели (способности воспринимать и анализировать свои переживания и сравнивать с эмоциями и чувствами других людей, что позволяет спрогнозировать поведение окружающих). Люди, которые от природы умеют «распознавать», «кодировать» и «классифицировать» общественные чувства,  даже не представляют, что у кого-то подобное может вызывать трудности. Бытует так же мнение, что у аутистов «каменное сердце», но на самом деле, они настолько могут переживать о чувствах других, что это способно парализовать их волю. Сложности есть и в распознавании невербальных сигналов: изменениях в мимике, тоне голоса, языке тела. Все это нейротипичные (то есть «нормальные») люди используют для демонстрации текущего эмоционального состояния. Но «считать» эту информацию аутист попросту не может. Более того, вам самим будет очень сложно понять, что чувствует человек с аутизмом, так как он по-иному выражает это голосом и мимикой. Если у такого человека замершее выражение лица и монотонный голос, это не индикатор отсутствия чувств. Единственный способ понять, что в данный момент чувствует человек с аутизмом, это спросить у него. Ошибочно полагать, что личность с этим расстройством не может построить отношения. Даже наоборот, существует возможность привязанности в большей мере. Ярким примером был мальчик, которого моя мама воспитывала в садике. Так случилось, что она была первым человеком, с которым ребенок познакомился в «детсадовском» социуме. Все оставшиеся время малыш следовал за ней по пятам, ну а если ее не было в поле зрения, он волновался: ходил кругами, давил кулачками на закрытые глаза.

Миф третий: «Все аутисты гени»

Запредельная способность считать в уме, внимательность, феноменальная фотографическая память – именно так  описывают голливудские фильмы людей с аутизмом. Несмотря на то, что у Николы Теслы, Исаака Ньютона и Альберта Энштейна современные ученые  подозревают синдром Аспергера, суждение таким образом обо всех аутистах ошибочно. Среди людей с этим расстройством есть те, которые мыслят по-иному: картинками, схемами, что и позволяет рассмотреть вещь под иным углом. Аутисты очень хороши в математике, так как легко запоминают любые числовые схемы. Но не стоит забывать о том, что среди аутистов есть дети со средним коэффициентом интеллекта и даже с задержкой в умственном развитии. Как и небывалые возможности памяти, так и задержка в развитии объясняется увеличением массы мозга на 17%, а именно префронтальной коры, которая отвечает за рассуждение, общение, социальное взаимодействие. Но в данном случае много – это не значит хорошо. Из за увеличения этого отдела мозга, увеличивается количество потенциальных связей между структурными единицами мозга – нейронами, а значит, увеличивается и количество потенциальных проблем в сетях нервных клеток.

Миф четвертый: «Дети с аутизмом не должны учиться в общеобразовательных школах»

Частично это связано с тем, что произошло несколько случаев связанных с насильственными действиями со стороны аутичных людей. Так и возникла ассоциация: аутизм – агрессия. Но к действительности это мало имеет отношение, так как акты насилия редкость для людей с подобным расстройством, и связаны они, зачастую, с эмоциональным перенапряжением. Для самих же школьников с аутизмом обычные школы даже полезны. Один с наилучших способов развивать социальное взаимодействие у детей с аутизмом – научить одноклассников и учителей правильным стратегиям поведения с ними. Так же родители опасаются, что дети нейротипики будут моделировать поведение детей с аутизмом. Как показывает практика, дети в классах с инклюзивной формой обучения не только не повторяют поведение ребенка с аутизмом (стереотипные движения, вокализации, повторение отдельных звуков или слов), но становятся толерантнее, добрее, защищают такого ребенка, когда видят для него угрозу.

Миф пятый: «Аутизм излечим»

Так как на данный момент ученые всего мира говорят о том, что аутизм обусловлен генетически, лечения его не существует. Попросту потому что невозможно исправить ген в каждой клетке тела. По крайней мере, сейчас. Родители так же верят, что если устранить конкретную проблему аутизма, расстройство исчезнет само. Тратятся немалые деньги на компьютерные томографии и проведения генетических анализов в поисках неизвестной причины генетических изменений. Хорошая новость заключается в том, что этим занимается медицина в целом, плохая – физиологическую причину аутизма установить не удалось, пока. Так же бытует мнение о том, что чем раньше у ребенка диагностируют аутизм, тем выше шанс того, что он  станет «нормальным». Детские психиатры рекомендуют пройти тест на аутизм ребенку который в возрасте до 12 месяцев не гулит и не лепечет, не говорит не одного слова до 16 месяцев, не складывает два слова в фразу до 24 месяцев. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем большим социальным навыкам можно научить ребенка, но это не тождественно излечению. Я так же слышала про лечение аутизма стволовыми клетками – клетками, которые несут генетическую программу развития человека. Во всем мире лечение этими клетками считается экспериментальным, и дальше лабораторий не выходит, так как существует высокий риск перерождения стволовых клеток в злокачественные. Любая практика лечения стволовыми клетками – шарлатанство. В свою очередь эффективной считается зоотерапия. Собаки на порядок улучшают качество жизни детей с аутизмом. Присутствие  специально обученной собаки успокаивает ребенка при тревожных состояниях и служит проводником в социальном взаимодействии с другими детьми.

Люди с аутизмом хотят быть понятыми, желают быть частью этого мира, раскрывать свой потенциал. Они могут быть счастливыми и без «исцеления», наша задача помочь им, не ограничивая их в счастье с помощью своих предрассудков.

Коментувати
11 червня 2021
10 червня 2021
09 червня 2021
08 червня 2021
07 червня 2021
04 червня 2021